Человек на трибуне: отдых или болезнь?
1.3 «Кто
к нам с мячом придет, тот от мяча и погибнет» Насилие и беспорядки стали неотъемлемым атрибутов футбольной культуры. К сожалению. Впрочем, для тех, кого принято называть «фанатами», эти «невинные забавы» являются существенной частью жизни, можно даже сказать, любимым развлечением. Остановимся на природе агрессии, поставившей футбольных болельщиков в один ряд с преступниками. Футбол построен на духе соревнования. Это игра двух соперничающих команд и, следовательно, всегда будет вызывать разногласия у болельщиков, которые отдают предпочтение своему клубу. Фанатическая приверженность к определенной команде порождает среди болельщиков определенный клановый дух. Болельщики каждого клуба объединяются в своеобразные кланы (которые с недавних пор принято называть «фан-клубами»), со своими отличительными чертами. Они очень ревностно относятся к успехам любимой команды и с нескрываемой неприязнью относятся к тем, кто угрожает их клану. Когда болельщики выезжают в другой город, чтобы посмотреть на игру своих любимцев во «вражеской берлоге» (совершают «выезд»), они сплочаются еще теснее. При этом болельщики сосредотачивают все свое внимание именно на поддержке родной команды, нередко не наблюдая за сомой игрой. Они выступают единым фронтом, который иногда напоминает сплоченную армию, а иногда и просто оголтелую толпу. В прежние годы перепалка между болельщиками двух соперничающих команд проходила вполне добродушно и ограничивалась «вопилками» и «кричалками» с разных сторон стадиона. Однако сейчас чаще всего это соперничество принимает формы откровенного насилия и хулиганства. В 1970-1980-х гг. эпидемия футбольного фанатизма охватила буквально весь мир. На факторах, определяющих это явление, мы еще остановимся, сейчас же обратимся к движущим силам данного. В первую очередь, это развитие в 70-х клубного футбола. Прежде зрителей больше интересовала игра национальных сборных. Но с появлением престижных кубковых турниров и обогащением клубов клубные соревнования (кстати, гораздо более частые) стали центром болельщицкого внимания. Таким образом, если раньше перед игрой сборной объединялась вся страна, на время забывались все социальные и этнические конфликты, то теперь любой город был поделен на приверженцев определенных клубов. Игр стало больше, соответственно стало больше возможностей открыто показать свою принадлежность тому или иному клану. Настоящая революция в футбольной культуре была совершена с развитием практики «выездов». Развитие транспорта и рост уровня жизни позволил даже простым людям, особенно из небольших стран, путешествовать с любимой командой по всей стране. А развитие межнациональных коммуникаций позволило появиться международным выездам. Интересно, что вместе с практикой разъездов футбольный экстремизм достиг апогея своего развития в такой стране, как Англия, которая кроме всего прочего отличается близостью населенных пунктов друг друга. То есть, именно с появлением разъездов мир оказался ввергнутым в фанатские войны. «Невыездные болельщики», которых особенно много в Южной Америке, отличаются не менее буйным нравом, но от них хоть не перепадает поклонникам соперника. Помимо простой природной агрессии, в фанатской идеологии есть и более связные идеи. Например, адепты различных фан-клубов хорошо разбираются в сложной «политической» карте фанатского мира, и с кем попало воевать не станут. Годами строились взаимоотношения между болельщиками разных команд. В результате, сегодня никого не удивляет, допустим, союз двух кланов, направленный против третьего, или кровная вражда, никогда и никем непрерываемая, настоящая вендетта двух других клубов. При этом сами футболисты могут быть в неплохих отношениях с соперником, но фанатов не переубедишь. С первых же своих дней в рядах клана фанаты впитывают кровную ненависть к Врагу. Интересно, что такие принципиальные отношения возникают у близких соседей. Так, всем известна вражда болельщиков «Селтика» и «Рейнджерс» из Глазго (впрочем, она усугубляется еще и религиозным контекстом: католики болеют только за бело-зеленых, а протестанты – за темно-синих), афинских «Олимпиакоса» и «Панатинаикоса», римских «Лацио» и «Ромы»… Чтобы далеко не ходить за примером, упомяну вражду болельщиков владивостокского «Луча» и находкинского «Океана», успешно подогреваемую различными СМИ и органами правопорядка. А когда к исторически сложившейся неприязни добавляется еще и национальный контекст, мы получаем жуткую смесь экстремизма и хулиганства, обильно напичканную к тому же радикально-националистическими идеями. Как и в предыдущем случае особенно враждебны друг к другу соседи. Так, англичане не любят немцев, и любая игра команд из этих двух стран, заставляет приготовиться к массовым потасовкам и бойням. Политические разногласия еще больше усугубляют вражду. Например, напряжение в отношениях Великобритании и Ирландии, Югославии и Хорватии неизбежно перерастает в стычки на стадионах. Понять, что происходит в городах до и после матчей, действительно непросто. Футбол зачастую становится катализатором пьянства, побоищ, хулиганства, грабежей, а в очень редких, но имеющих место, случаях и убийств. Десятки тысяч молодых людей в униформе – одни в милицейской, другие в болельщицкой – целый день хаотично перемещаются по улицам, атакуя и устраивая друг на друга засады. В дни матчей причиняется огромный урон общественному транспорту, как, впрочем, и всему остальному, лежащему на пути фанатов к стадиону. Как правило, организованные фанатские группировки готовятся к предстоящему матчу основательно. Если соперник относится к числу непримиримых врагов, заранее договариваются о месте предматчевых разборок (на фанатском сленге – «набивается стрелка»). Впрочем, если соперники находятся в дружественных отношениях, «стрела» все равно набивается. Для совместного распития алкогольных напитков, а также потасовок с представителями третьей фанатской группировки, кои такие будут найдены. Настоящие фаны хорошо знакомы, какими путями добираются на стадион и сородичи, и враги. Поэтому их пути перед матчем пересекаются редко, разве что если они друг друга не ищут. Так, например, фанату московского ЦСКА не придет в голову отправиться в Лужники через «Речной вокзал», где кучкуются враги из северных пригородов, традиционно болеющие за «Динамо», или через «Комсомольскую», где собираются толпы радикалов с ярославской железнодорожной ветки и Сокольников – исконно спартаковских районов./ 4; 9/ Поэтому фанаты предпочтут добираться в обход, но оказаться в месте сосредоточения одноклубников, и оттуда уже сплоченными когортами гордо прокладывать путь на стадион. Куда менее защищенными чувствуют себя небольшие компании неорганизованных фанатов (так называемые, «левые») – легкая добыча для всех, начиная от простых «гопников» и заканчивая блюстителями порядка, которым, в общем-то, глубоко наплевать, когда задержать положенное число хулиганов – до или после матча. Поэтому метро, где оно есть, конечно, и подступы к стадиону превращаются для «левых» в настояще минное поле. Здесь их поджидают организованные фан-группировки. «Зашифрованные», то есть спрятавшие под куртки свою истинную «окраску», они патрулируют платформы и переулки. Атакуют внезапно и так же стремительно скрываются в толпе, оставляя неудачливых поклонников соперника без знаков отличия, то бишь фанатской атрибутики, денег, билетов, сигарет, зато со следами побоев на растерянных физиономиях. Поэтому подобные группки болельщиков инстинктивно жмутся друг к другу, чтобы хоть внешне напоминать представительное соединение. И готовы бежать сломя голову туда, где промелькнули цвета любимого клуба. Когда в одном месте собирается достаточно одинаково окрашенных фанатов, например, в вагоне метро или электричке, начинается любимое времяпрепровождение фанатов, именуемое на сленге «глумежем». К ужасу попавших в такой веселый вагон рядовых пассажиров, двери, несмотря на объявления машиниста, могут так и не открыться до станции, близ которой расположен стадион. В закупоренном пространстве можно вволю поорать, раскачать вагон, словно кресло-качалку, открыто покурить, выпить, поприставать к обывателям. Оказавшись возле стадиона, фанаты заново объединяются в единую группировку. Не видевшие друг друга со времени последнего матча приятели радостно обнимаются, начинается обсуждение последних футбольных новостей и расспросов «где тот, а где этот» (самые распространенные ответы: «посадили» и «в армию забрали»). Все это плавно переходит в распитие водки в близлежащем кабаке, именуемой на фанатском языке просто «стекляшкой». Окрыляемые алкоголем и производимым на всех эпатажем фанаты подходят к кассам. Милиция оперативно огораживает площадку у касс переносными барьерами, формирует из болельщиков длинную очередь и запускает людей в огороженное пространство порциями, отпихивая умников, мечтающих попасть на трибуны без очереди. Умники бесплодно юлят у щелей в ограждении и очень скоро видят, как из-за него чинно выходят обилеченные болельщики, ставшие в очередь значительно позже них. Становится обидно, и теперь приобрести билет без очереди – дело принципа. Милиция регулярно проводит среди скопившихся у касс болельщиков небольшие чистки, активно награждая тумаками и ударами дубинкой всех в возрасте от, примерно, 12 до, примерно, 22 лет. На входе на стадион охранники пропускают только тех, кто более-менее уверенно держится на ногах и пусть издали, но все-таки демонстрирует им билеты. Входящих обыскивают на предмет утаенных бутылок с водкой, ножей, а так же, не дай Бог, взрывных устройств. Обыск производится весьма споро, так что профессионалам не составляет особого труда пронести на стадион алкоголь и самодельные факела и бомбочки. Впрочем, в дни особо важных матчей блюстители порядка всех без исключения лишают также кожаных ремней с тяжелыми бляхами. Лично мне известны случаи милицейского беспредела, когда омоновцы лишали фанатов не только ремней и подобного «холодного оружия» (биты, арматурины), но и любой понравившейся им вещи, включая дорогие зажигалки, ручки, цепочки, перстни. Если болельщики ведут себя на трибунах более-менее прилично, никаких эксцессов, кроме изъятой водки да нагоняя за нецензурную речевку, не происходит. Если же по каким-либо причинам фанаты особенно бурно выражают эмоции, милиция приступает к «восстановлению порядка». Омоновцы врываются на фанатский сектор, награждая всех и вся ударами дубинкой. В этом случае головы фанатов страдают от дубинок милиции больше, чем от кулаков врагов. Когда большая часть молодежи успокаивается, потирая ушибленные места и разбитые носы, омоновцы принимаются отлавливать «организаторов беспорядков». Очень часто к ним причисляют просто случайных людей, но в основном, забирают хорошо известных омоновцам личностей – лидеров фан-клубов. Забранных разделяют: половину – в вытрезвитель, половину – в отделение. С финальным свистком «футбол» для фаната не кончается. В случае победы любимой команды ее «провожают» у клубного автобуса, а затем идут отмечать победу в одну из близлежащих забегаловок. «Ультрас», освободившись от милицейской опеки, встречаются с противниками. Через час-полтора «боевые отряды» фан-клубов сойдутся в установленном месте. Набьют врагам рожи или, наоборот, огребут от них. А потом до самой ночи будут пить и вылавливать по родным спальным районам возможных жертв своей агрессии. А потом можно будет целый месяц рассказывать об интересно проведенном дне. Как это ни прискорбно, но иногда «боление» переходит рамки молодецкой забавы, и столкновения двух фанатствующих кланов заканчиваются трагично. Финал Кубка европейских чемпионов 1985 г., проходивший в Брюсселе на стадионе «Эйзель», был омрачен гибелью 39 болельщиков туринского «Ювентуса», которые пытались спастись от обезумевших фанатов «Ливерпуля», полезших на их трибуну. /10; 216/ Может быть, это звучит, избито, но в тот злополучный вечер весь мир содрогнулся от ужаса перед такой бессмысленной жестокостью. Никакая игра не стоит того, чтобы платить за него столь страшную цену. «Брюссельское месиво» произошло прямо во время матча, под пристальными объективами телекамер. А сколько жестоких разборок осталось за кадром? Только самые массовые из них стали известны всему футбольному миру. Такие, как знаменитая Ганноверская битва 1988 года во время Чемпионата Европы, когда фанатствующие ребята из Германии и Голландии из кожи вон лезли, чтобы доказать английским «ультрас», что они-то покруче будут. Такие, как Марсельская битва во время Чемпионата мира 1998 года, в которой схлестнулись англичане и тунисцы. /12; 59/ Англичане оставили свой след и в последней кровавой фанатской разборке, когда в Стамбуле после игры местного «Галатасарая» и английского «Лидса» погибло несколько турецких болельщиков. Россия, не отличаясь успехами на мировой арене, по уровню футбольного экстремизма заняла место в одном ряду с Италией и Германией, чьи «тиффози» и «фанс» издавна нагоняют страх на соперника. Так, в Щелковской битве 1997 года никого, слава Богу, не погибло, но многие фанаты «Спартака» и ЦСКА лечились вплоть до следующего сезона. / 2; 23/. А в начале сезона 2000 года фанатские войны омрачила смерть 15-летнего болельщика питерского «Зенита», не устоявшего против московских динамовцев. Страны с развитой футбольной культурой давно обратили внимание на футбольный экстремизм. В результате событий 1985 г. в английском парламенте прошли дебаты о введении жестких мер контроля. Правительство грозило запретить сборной Англии выступать в международных турнирах. Была предпринята попытка ввести систему личной идентификации, которая позволила бы сотрудникам органов безопасности выявлять и обезвреживать хулиганов. Однако этот проект вызвал недовольства большей части болельщиков, видевших в нем ущемление своих гражданских прав и свобод. Эти меры не оправдали себя и от них отказались, хотя многие клубы ввели свои собственные меры контроля, призванные искоренить крайне радикальный фанатизм. В частности это касалось ужесточения приема в члены клуба и продажи сезонных абонементов. Результат, который сегодня имеет футбольная Европа, - значительное снижение напряженности на трибунах, куда кроме молодых парней потянулись и девушки, и примерные семьянины с детьми. Правда, фанатские войны переместились за пределы стадионов, где крайне агрессивно настроенные болельщики продолжают враждовать.
Ванес (С) 2000 |
|
Сделано Лучано. Cсылка на сайт при использовании материалов сайта обязательна. |
|